Перспективы развитияРефераты, курсовые и дипломные по географии / Дальневосточный федеральный округ / Перспективы развития
1. Перспективы развития в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.
Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комбинат на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Уральский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработкой углей Уральского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения – производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.
В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.
На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова – Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.
В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне р. Алдан, к северу от Станового хребта и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд, находится Южно-Якутский каменно-угольный бассейн, Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгриское и другие месторождения. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн. т угля в год.
Вблизи угольного бассейна находятся Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд.т.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетиновые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ к Транссибирской магистрали дает железная дорога БАМ-Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт – Восточный.
Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств – Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана свободна экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые диведенды.
К стратегическим направлениям развития топливно-энергетического комплекса в настоящее время относится стабилизация и снижение тарифов на тепло- и электроэнергию, ликвидация разницы между ценами оплаты производителей и потребителей за энергию (для этого необходимо завершить строительство важнейших объектов энерго- и газоснабжения).
Начиная с 1995 года из федерального бюджета регионам Дальнего Востока выделяются ассигнования на компенсацию тарифов на электроэнергию. Делается это в первую очередь для того, чтобы в какой-то мере обеспечить стабилизацию социально-экономического положения.
Особого внимания заслуживает наращивание добычи и производства первичных энергоносителей непосредственно в регионах Дальнего Востока и Забайкалья. Самой важной стройкой региона яляется Бурейская ГЭС. Ее ввод обеспечит повышение надежности энергообеспечения потребителей, сократит дефицит органического топлива и позволит значительно снизить в регионе тарифы на электроэнергию.
Важное значение имеет развитие нетрадиционных видов электроэнергетики, в первую очередь на основе геотермальных источников Сахалинской (Курильские острова) и Камчатской областях.
2. В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн.га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн.куб. м (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развитой мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.
3. Стратегическими направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: расширение строительства береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления этим комплексом.
Необходимо создать условия для жесткой привязки флота к береговым предприятиям. Это можно обеспечить при гарантированном наделении данных предприятий квотами на отлов морских биологических ресурсов. Именно такой подход поможет положить конец несанкционированному вывозу морепродуктов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, особенно в Японию, и привлечь для развития береговых предприятий собственные средства инвесторов. В целом следует пересмотреть структуру промыслового флота, модернизировать береговые и перерабатывающие предприятия, обеспечить охрану и воспроизводство биологических ресурсов.
4. Стратегическими направления развития транспортного комплекса являются: создание конкурентноспособного и эффективного сквозного транспортного «коридора» Европа-Азия; увеличение объема перевозок грузов (в том числе транзита контейнеров); реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры; совершенствование транспортных тарифов.
Регион – основной транспортный «коридор», с одной стороны, между Европой и Азией, а с другой – между Россией и Азией для продвижения товаров в один из самых перспективных и емких регионов мира – Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Создание конкурентноспособного транспортного «коридора» предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.
Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа. Загрузка Транссиба перевозками транзитных грузов составляет 25% ее мощности, БАМ загружен на 50%. При этом ситуацию может принципиально осложнить реализация проекта ТРАНСЕКА ( магистраль, соединяющая Западную Европу и Восточную Азию в обход территории России через бывшие республики СНГ и Китай).
Транспортировка грузов по России обладает высоким конкурентным потенциалом. По имеющимся оценкам, транспортировка 40-футового контейнера должна обходиться здесь на 20% дешевле, чем по проекту ТРАНСЕКА при доле транспортной составляющей порядка 1-3%. Разумеется, это потребует напряженной работы, как по улучшению экономических аспектов перевозки, так и по решению политических и правовых вопросов. Не секрет, что недоверие к российскому варианту транзита в значительной мере связано с вопросом о способности обеспечения безопасности и сохранности перевозимых грузов.
Для автомобильного транспорта один из ключевых вопросов – расширение транспортной сети региона и устранение разрывов между магистралями. Важным является завершение строительства автодороги Чита-Хабаровск.
Для развития морского транспорта особое значение имеет совершенствование инфраструктуры морских портов региона.
5. Для уменьшения оттока местных россиян из региона необходимо решить следующие проблемы:
- формирование новых промышленных комплексов;
- ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;
- развитие местной продовольственной базы;
- ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство);
- совершенствование заработной платы.
Для пресечения несанкционированной миграции необходимо усилить контроль за пребыванием иностранных граждан в Российскую Федерацию и принимать дополнительные меры к нарушителям паспортно-визового режима на территории России.
6. Для решения экологических проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа, но этого явно недостаточно и эта проблема в дальнейшем будет решаться.
Для решения всех этих программ необходимы огромные капиталовложения. Поэтому приоритетной задачами в регионе должны стать своевременная поддержка мероприятий, проводимых местными органами, приоритетная инвестиционная программа, развитие малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.
Решение ключевых для региона Дальнего Востока проблем будет способствовать структурной перестройке его экономики, придаст ей современный облик, поможет столь перспективному округу Российской Федерации занять достойное место в российской экономике и в АТР. Масштаб и значимость задач, стоящих перед регионом, требуют совместной и более результативной работы федеральных и региональных органов, всех хозяйствующих субъектов. Необходимо также в регионах максимально использовать организационный потенциал, заложенный в президентской программе по Дальнему Востоку и Забайкалью, для этого финансовые ресурсы следует концентрировать на развитии приоритетных комплексов.