Заключение
В заключение отметим основные выводы, сделанные в дипломной работе.
1. Географическая наука, как объективно-субъективная система научного знания и деятельности есть единство противоположностей – собственно географии и метагеографии, образующих различные структурные уровни. Каждая из них выполняет определенную функцию и в равной мере необходима для развития географической науки.
2. Метагеография не является “рядовой” географической наукой. Это “половина” географии, ее самосознание.
3. Метагеография имеет давнюю историю, в ходе которой прошла ряд этапов развития и сейчас находится на промежуточной стадии между аналитическим и системным этапами.
4. Переход метагеографии на системный этап развития неизбежен, так как обусловлен объективными закономерностями развития географической науки.
5. Метагеография должна иметь сложную структуру, вытекающую из необходимости системного исследования географической науки.
6. Метагеография является одновременно и фундаментальной и прикладной наукой. Она имеет большое практическое и теоретическое значение для современной географической науки. В будущем это значение будет возрастать.
7. Метагеография входит одновременно в систему географических наук и систему метанаук.
ПОСЛЕСЛОВИЕ 2001 ГОДА
Мы приводим собственную дипломную работу, написанную 22 года назад, не в силу старческого маразма. Причина и не в том, что есть желание оставить географическую науку, подведя общий итог сделанному в ней. Основные причины следующие.
Первое. Географическая наука не сводится только к стандартным публикациям. По определенным периодам времени, в частности по советскому периоду, публикации в центральных научно-географических изданиях составили относительно небольшую часть всех географических работ, написанных географами и имеющими значение для географической науки. Есть множество рукописей, отчетов и прочих материалов, в количествах экземпляров от одного до нескольких. В них немало ценного. Но даже если так и не кажется, все равно массив научной географической информации нужно делать доступным.
В советской географической науке была определенная группа людей, которые имели доступ к формальным коммуникациям, попросту говоря научным журналам, и пользовались этим на все 100%. В итоге получается, что в советской географической науке нет никого кроме тех, кто работал в ведущих вузах и НИИ. Это категорически не так. Уродливая система оставила уродливую тень. Стоит восстановить научные работы, которые в СССР ни под каким видом не могли быть опубликованы и, следовательно, недоступны научно-географическому сообществу.
Второе. Публикация дипломных работ интересна с точки зрения постановки высшего географического образования. Каждый год студенты повторяют примерно одни и те же ошибки. Думается, что наличие легко доступного массива дипломных работ позволит избежать ежегодного “наступления-на-одни-и-те-же-грабли”. Плагиат не страшен в силу общедоступности материала.
Третье. Идея публикации дипломных работ в Интернете интересна и сама по себе. Часть выпускников географических факультетов продолжает заниматься географической наукой. Публикация их дипломных работ есть демонстрация того, что и как они писали ранее. Это материал для истории науки. Это и материал для более корректной постановки подготовки студентов и аспирантов на географических факультетах.
Четвертое. Как это ни странно, но часть научных работ сохраняет свое значение и десятки лет спустя. В частности представленная дипломная работа студента периферийного вуза, есть первое в советской географии систематическое рассмотрение проблем метагеографии. В последующие годы, было подготовлено несколько небольших монографией по основаниям метагеографии. Но они отчасти базировались на данной дипломной работе[2]. Мы не оставили это направление и в 2001 году. Планируется создание специального систематического курса по метагеографии для студентов факультета географии и геоэкологии СпбГУ. Это можно сделать уже в несколько ином качестве. Но идея остается и развивается.
Пятое. Мы не оставляем идеи того, что студенческие, аспирантские работы и кандидатские диссертации могут иметь определенное и порой большое научное значение. Обычно и по своей сути, такого рода работы есть школа конформизма. Нужно привить строго определенный стандарт постановки и решения научных проблем в данной области. Это естественно. На этом держится вся система обучения. Так всегда было и всегда будет. Но дело в том, что на определенных этапах развития науки, привитие такого стандарта носит во многом насильственный характер. Советское и постсоветское научное географическое сообщество очень малочисленно. Сложно сказать, почему так получилось, но это так. И в этой связи важно использовать потенциал молодых ученых, их свежее видение ситуации. Со своей стороны, мы приложим свои силы для реализации этой установки.
Шестое. Часть проблем географической науки не была решена и не решается. Работа 1979 года вполне актуальна и в 2001 году. После анабиоза научно-географического сообщества 1990-х годов, географическая наука стран СНГ оказалась в парадоксальном состоянии. Это островок социалистической науки в мире, где более нет советского варианта социализма. Своего рода, “научная Куба”. Географы, как профессионалы, оказались неготовыми к изменениям советского пространства 1990- годов. Единственной профессиональной реакцией было самосохранение. “Я как основная ценность географической науки”. И сколь бы долго не оттягивать неприятную процедуру рефлексии относительно своей науки, к ней придется прийти. Это значит, что снова ставится вопрос относительно метагеографии, которая ориентирована на рефлексию связанную с географической наукой.
· Методология географии является частью диалектической логики географии.
· Примером классифицирования науки, как деятельности, может служить попытка решения этой проблемы, предпринятая Ф. Рихтером (130).
[1] А.А. Любищев резко разграничивал “естественную” систему с филогенетическим подходом, делая упор на структуре объектов. Насколько подобное разграничение применимо к классификации наук, сказать трудно. Но все же это интересная постановка вопроса.
[2] Николаенко Д.В. Введение в метатеорию метагеографии. - Симферополь: СГУ, 1982. – Деп. ВИНИТИ. 5803-82. - 93 с.; Николаенко Д.В. Теоретические основания метанауки (науковедения). - Москва, 1985. – Деп. ИНИОН. 22.50.1985. - 90 с.; Николаенко Д.В. Динамика образов науки . - Симферополь, 1988. - 240 с. (рукопись).
Смотрите также
Венеция один день на Большом канале
Если вы
ненавидите шумные городские магистрали, то можно очень постараться и, живя в
Москве, Париже, Нью-Йорке, месяцами избегать Тверской, Елисейских полей,
Бродвея. В Венеции (как и в Сан ...
Сырьевые ресурсы
Значение природных
ресурсов для жизни общества никак не может уменьшиться по той простой причине,
что они остаются единственным источником материального производства. При этом
чем меньше производс ...
Республика Бавария
Население 11,8 млн.
Площадь 70.554 кв.км
Столица Мюнхен
У самой крупной по площади федеральной земли
древнейшие государственные традиции: еще в 6 веке существовало герцогство
баварского ...