ДамаскСтраница 2
Товар здесь – традиционно восточный. Больше всего кальянов — по-арабски они называются «наргиле». Цену сначала запрашивают запредельную, но, как следует поторговавшись, можно купить роскошный агрегат за семьсот-восемьсот сирийских лир, что в пересчете на рубли около пяти сотен.
Восточные наряды на аль-Хамидии представлены в изобилии.
То и дело попадаются лавочки, где собраны, кажется, все благовония, какими славится Восток: сандал, мирра, ладан, жасмин.
Ахмед — не только торгует духами, но и сам составляет запахи.
Ахмед, торговец и парфюмер: «Этому меня научил мой отец, а его – мой дед. Они тоже торговали здесь. Место на рынке обычно передается по наследству от отца к сыну. Я вот, например, торговец уже в четвертом поколении».
Рынок аль-Хамидия плавно переходит в улицу Баб аль-Барид. На ней, напоминая недостроенные голливудские декорации, высятся колонны серого мрамора. Это все, что осталось от колоннады, когда-то украшавшей вход в древнеримский храм Юпитера, построенный еще в третьем веке. А до него на этом самом месте находился арамейский храм. Когда в Дамаск пришли византийцы, они перестроили древнеримский храм в христианскую церковь Иоанна Крестителя…
…А уже при арабах христианская церковь превратилась в мечеть Омейядов — третью по значимости в мусульманском мире. Ислам, который принесли с собой новые хозяева Дамаска арабы, способствовал расцвету города. Для паломников, направлявшихся на хадж в Мекку, он был последней остановкой перед изнурительным переходом через Аравийскую пустыню. Они закупали здесь все необходимое, оставляя немалые деньги.
Византийская церковь Иоанна Крестителя была перестроена в мечеть только через семьдесят лет после завоевания арабами Дамаска. До этого все молились в одном здании – мусульмане в западном крыле церкви, христиане — в восточном.
Мечеть Омейядов, помимо прочего, знаменита тем, что прямо в ней находится христианская часовня. В этой часовне, если верить местным легендам, покоится голова Святого Иоанна Крестителя. По легенде ее обнаружили в одном из подземных склепов христианского храма еще в 705 году арабы, перестраивавшие храм в мечеть. К сожалению, часовня сейчас закрыта. Кстати, это место почитается как христианами, так и мусульманами. Для мусульман Иоанн Креститель, как многие библейские святые, – один из пророков. Они называют его Йяхья. Помимо часовни в мечети Омейядов осталась еще одна деталь византийского храма – купель, в которой когда-то крестили младенцев.
Мусульмане Дамаска собираются на молитву в мечети Омейядов пять раз в день. К тому, что сюда же приходят христиане поклониться своей хранящейся в часовне святыне, они относятся вполне спокойно.
Абу-Халед, прихожанин: «Никто не возражает против такого соседства. Ислам, что бы о нем ни говорили несведущие люди, религия мирная. Вам каждый здесь скажет: все люди должны жить в согласии, какой бы ни была их вера».
В Дамаске, действительно, мусульмане и христиане живут в мире и согласии уже больше тысячи лет. За долгую историю город повидал правителей самых разных вероисповеданий, и называли они себя по-разному: фараоны, цари, прокураторы, халифы, султаны…
Сегодня Дамаск — столица республики во главе которой стоит президент Башар Асад, сын национального героя Хафеза Асада, тридцать лет руководившего страной. Портреты нынешнего президента и его отца в столице, как и вообще в Сирии, висят на каждом шагу.
Расположившийся у подножия горы Касьюн древний Дамаск быстро разрастается: в сороковых годах прошлого века в нем было всего триста тысяч жителей, а сегодня — более четырех миллионов.
В городе прокладываются скоростные магистрали, строятся высотные дома, квартиры в которых, кстати, даже по московским меркам стоят недешево.
Открываются в Дамаске и интернет-кафе — они пока в новинку для сирийской столицы.
При всем при том в Дамаске еще есть места, где можно не только увидеть, но и услышать прошлое. На улице Нофара в южной части Старого Дамаска в маленьком кафе выступает хакавати — так арабы называют народных сказителей. В наши дни послушать хакавати в кафе приходят в основном туристы из соседнего Ливана, где традиция устного рассказа уже утеряна. Ведь история у них с сирийцами, как и с многими другими ближневосточными народами, общая.
Смотрите также
Теоретические проблемы метагеографии
До сих пор мы рассматривали метатеоретические проблемы
метагеографии. Теперь проанализируем уровень разработки теоретических проблем.
Но прежде необходимо охарактеризовать уровень развития общего н ...
Мекленбург-Передняя Померания
Население 1,89 млн.
Площадь 23.598 кв.км
Столица Шверин
Земля тысячи озер
Ни одной из федеральных земель не присущ сегодня столь
аграрный характер, ни одна из них не заселена стол ...
Экономика страны
...