«Свет с востока»Рефераты, курсовые и дипломные по географии / Исламская цивилизация / «Свет с востока»
Культура исламской цивилизации начала развиваться одновременно с государственностью. Распад халифата не повлиял на нее отрицательно: в 10-11 веках арабо-мусульманская культура переживала свой наивысший взлет. Формировались догматика и исламское право, богословские споры затрагивали вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, создавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии и астрономии.
Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в 7 веке достигала довольно высокого уровня: был выработан литературный язык, развивалось поэтическое творчество и ораторское искусство. Во-вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.
На территории завоеванного Ирана творили выдающиеся поэты и ученые: Фердоуси, прославившийся поэмой «Шах-наме» («Книга о царях»), ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни.
В Александрии, в городах Сирии арабы знакомились с плодами античных искусств и наук, переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце 7 – начале 8 века.
Расцвету арабской культура способствовало достаточно терпимое отношение к чужим традициям. В особо привилегированном положении (по крайней мере, на первых порах) были христиане и иудеи, которых мусульмане уважительно называли «людьми Писания». В результате и те и другие много сделали для того, чтобы греческая культура, прежде всего философия, стала доступна исламскому миру. Арабы, сталкиваясь и инородцами и иноверцами, превосходящими их в культурном отношении, умели учиться у них, постепенно добиваясь первенства.
Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была огромной. Она охватывала не только страны Востока, но и Запад. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием арабских ученых. Мощный толчок европейскому рационализму дали еврейские, арабские и персидские философы, хорошо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любовной лирики.
Исламская цивилизация, оказавшая сильное культурное воздействие ан Западную Европу, на протяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.
Смотрите также
Большие города: возрастание их роли как социально-культурных
очагов урбанизации
Динамика урбанизации в России связана со значительным
повышением в структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс.
жителей) и крупнейших (свыше 500 тыс.) городов, а в последние десяти ...
Экономико-географическая характеристика Венгрии
Венгрия- государство в центральной Европе.
Столица город Будапешт.
На севере Венгрия граничит с Чехией и
Словакией (по реке Дунай). На востоке – имеет общую границу с Украиной, а также
с ...
Баальбек
Баальбек, в
настоящее время небольшое поселение, в древности – великолепный город-храм на
территории Ливана, между хребтами Ливан и Антиливан. Широкая долина,
расположенная между этими двум ...