Нганасаны - малые народы РоссииРефераты, курсовые и дипломные по географии / Нганасаны - малые народы РоссииСтраница 1
Нганасаны, ня (самоназвание), самоеды-гавгийцы (устаревшее название). Численность в Российской Федерации 1262 человека, в том числе Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе 849 человек. Разделяются на две группы: западную (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка) и восточную (вадеевские нганасаны, с центром в поселке Новая). Говорят на нганасанском языке. Различают авамский и вадеевский выговоры. Вадеевские нганасаны владеют долганским языком. Язык нганасанов бесписьменный. По официальным данным, нганасаны прежде считались шаманистами; ныне многие сохраняют традиционные верования.
Современные нганасаны отчасти являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр 6 тыс. лет назад. Вплоть до XXI века. н. э все последующие мигранты не изменили хозяйственных традиций, ориентированных в основном на оленью охоту. С XII до XXVII века следует лакуна в археологических источниках. С начала XXVII века появляются письменные документы о том, что население полуострова было обложено российским государственным налогом (ясак). С вхождением территории нганасанов в состав России на ней возникли зимовья с небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья русских промышленников-охотников. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XXVII - начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группировки (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др). Они наложились на древнее население, как полагают, палеоазиатское, занимавшееся охотой на северных оленей. Этнически группы прищельцев в разное время представляли собой западную периферию юкагиров, северные группы тунгусов (те и другие - лесные и тундровые охотники) и западные группы самодийцев с развитым санным домашним оленеводством. Более высокий уровень хозяйства и его организации, возможности быстрого свободного передвижения оленных санных групп и другие причины привели к консолидации местного населения по языку и в значительной степени по культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с другими полярными народами Евразии. К этим древним чертам, в частности, относится организация оленной облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на речных переправах. В период консолидации нганасаны постепенно восприняли самодийский способ тундрового санного крупностадного миграционного оленеводства с постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу). К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Рыбоводство было второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположения кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII - XIX веках нганасаны регулярно платили государственный ясак. В русских зимовьях происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья, порох, свинец. Широко известны были металлические изделия нганасанов, инкрустированные медью железные скребки для выделки шкур, наконечники копий, ножны и др.
К XVII веку кочевья племенных группировок, из которых складывались нганасаны, простирались по всему полуострову, включая и территорию правобережья Хатантской губы. С XVIII века на Таймыр с юго-востока стали проникать якуты, постепенно ассимилируя местных тунгусов и русских. Складывавшийся на этой основе новый этнос - долганы, потеснили нганасанов к западу и северу. Ненцы, перейдя на правобережье Енисея и постепенно ассимилируя ненцев, оттеснили нганасанов к востоку, в центр равнины полуострова. Основные пути оленеводческих кочевых коллективов нганасанов пролегали по Северо-Сибирской низменности, заключенной между плато Бырранга на севере и плато Путорана на юге (между 69° и 76°северной широты). Северные их пределы на востоке Таймыра достигали 77° северной широты, огибая озеро Таймыр. Практически все кочевья располагались в зоне тундры. К зиме подходили к лесотундре, размещаясь по водоразделу бассейна реки Пясины и северным притокам рек Хета и Хатанга.
Наибольшее число авамских нганасанов приходится на середину XVII века (1300 человек), но из-за эпидемий она сократилась к 1926 до 576 человек. К 1990 году на Таймыре в группе авмских нганасанов было 650 чел., в группе вадеевских - около 100. Остальные проживали в районных центрах и городах автономного округа. До 1950-х годов нганасаны в основном занимались домашним оленеводством в составе колхозных и совхозных оленеводческих бригад, вели охоту на дикого оленя, промышляли рыбой и пушным зверем, летом подспорьем служила охота на линного гуся. К началу 1980-х годов в связи с увеличением численности таймырской популяции дикого оленя домашнее оленеводство авамской группы нганасанов практически перестало существовать. Вадеевские нганасаны к 1992 г. выпасали одно небольшое стадо. Нганасаны осели в поселках, перешли в рыболовецкие и охотничьи бригады. Основное товарное значение для нганасанов имеют продукция отстрела оленей, особенно в осенний период миграции оленьих стад на юг, заготовка рыбы, промысел пушнины и полярной куропатки. Женщины занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной (орнаментированной меховой мозаикой, сукном и бисером) обуви, сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков, в пос. Волочанка работают на звероферме голубых песцов. Традиционно промысел и оленеводство - дело мужчин, вся работа по дому - дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды, забота о детях.
Смотрите также
Особенности пространственно-временной организации геосистем
...
Экологическая характеристика Цивильского района
...
Транспортный комплекс
Транспорт является одной из ведущих отраслей хозяйственного
комплекса страны. Он осуществляет транспортировку уже созданного материального
богатства или же людей.
Транспортная система — ...