Проблемы понятийной системы метагеографииРефераты, курсовые и дипломные по географии / Проблемы мета географии / Метатеоретические проблемы метагеографии / Проблемы понятийной системы метагеографииСтраница 1
Разделение науки на собственно науку и метанауку автоматически влечет за собой разделение совокупности понятий на две соответствующие системы. Необходимость подобного разделения в географии уже отмечалась А.М. Колотиевским (50). Эта логическая операция совершенно естественна, так как каждый предмет познания обслуживается специфической системой понятий.
Рассмотрим некоторые проблемы понятийной системы метагеографии. Остро стоит проблема развития этой системы и в общем науковедении, и в метагеографии. Отмечено, что синтез метазнания и целостное осмысление науки возможно лишь при наличии совокупности специфических основных понятий метанауки (51;107), которая еще недостаточно развита. Но даже на основе современной понятийной системы метанауки можно многое сделать. Для этого необходимо упорядочение этой системы, превращение определенного количества понятий метанауки в действительную систему, со своей иерархией и структурой. Это возможно посредством детализации общих понятий метанауки, что будет способствовать последовательному восхождению по категориям единичного, особенного и всеобщего. Без детализации возможен разрыв эмпирии и самых общих понятий, которые часто не имеют прямой связи, а соотносятся только через менее общие понятия.
Чтобы не быть голословным, разберем понятие научной революции. В работах по истории и логике географии это понятие используется без достаточной детализации, что приводит к невозможности адекватного познания процесса развития науки.
По нашему мнению, понятие научной революции распадается на две подсистемы менее общих понятий. Одну составляют понятия – творческого кризиса, общего кризиса (теории, парадигмы и т.п.) и скачка. Другую подсистему составляют понятия – внутренние и внешние факторы возникновения проблем, ведущих к научной революции.
Под творческим кризисом (парадигмы, теории) мы понимаем исчерпывание возможностей интенсивного роста, возникновение противоречия между необходимостью дальнейшего интенсивного развития и невозможностью этого на основе старой системы знания. Хорошо об этом сказал Н.И. Родный: “Кризис в науке … возникает не тогда, когда перестает работать очередная научная теория и возникает потребность в создании новой, а тогда когда на основе сложившегося строя мышления (парадигмы) нельзя построить новую теорию, когда ее создание необходимо связано с перестройкой логического строя науки” (87, с.47).
Под общим кризисом (теории, парадигмы) мы понимаем исчерпывание возможностей интенсивного и замедление экстенсивного роста. При этом противоречие между возрастающими требованиями практики и невозможностью их выполнения все сильнее обостряются.
Под скачком понимается отказ от старой системы знания и переход к новой.
Понятие внутренних и внешних факторов возникновения проблем, ведущих к научной революции, детально разобраны Б.М. Кедровым (42) и нет нужды останавливаться на них особо.
Видно, что первая подсистема понятий отвечает на вопрос как происходит научная революция, каковы ее основные этапы. Вторая подсистема понятий отвечает на вопрос почему происходит научная революция и объясняет характер ее этапов, их взаимных переходов.
При подобной детализации понятия научной революции можно дать более научное объяснение узловых моментов развития географии, чем в случае использования лишь одного общего понятия.
Смотрите также
Цунами и их проявление в Тихом океане
...
Хорватия - маленькая страна для грандиозного туризма
Туристская
карта мира очень разнообразна и не существует двух абсолютно идентичных
районов.
Для некоторых районов и отдельных государств
туристско-рекреационная сфера представляет собой ...
Животный мир
Животный мир
Якутии сформировался во время резкого изменения климатических условий в
палеогене, когда тектонические поднятия образовали орографические рубежи, с тех
времен остались типичные степн ...