Воеводина: автономный край или особый регион?Рефераты, курсовые и дипломные по географии / Сербия унитаризм или автономизация / Воеводина: автономный край или особый регион?Страница 1
Проблема статуса венгерского населения Воеводины - еще одна, наряду с Косово, национальная и региональная проблема Сербии, напрямую связанная с межгосударственными отношениями и послевоенным урегулированием. Она носит не внутри-югославский, а региональный и даже в некотором смысле европейский характер.
Воеводина - второй автономный край в Сербии, в котором компактно проживают национальные меньшинства. По переписи 1991 года венгры составляли 16,9% населения, сербы - 56,8%, а 26,3% приходилось на другие национальные меньшинства. Этническая картина и социальная ситуация в крае существенно изменились после наплыва сербских беженцев из Хорватии и Боснии и Герцеговины, а позднее и из Косово. По некоторым данным, их число составило несколько сотен тысяч человек. Все это изменило структуру и численное соотношение между проживавшими в Воеводине национальностями и усилило социальную напряженность. Отношение к беженцам, несмотря на все разговоры о "едином сербском народе" и общенациональных интересах сербов, по меньшей мере сдержанное, поскольку из-за войн и общего экономического кризиса нет ни работы, ни жилья.
В то же время в крае резко уменьшилась численность хорватов (по некоторым данным — в 3 раза), переселившихся в Хорватию. Сократилось и венгерское население, особенно за счет молодежи, стремящейся не только найти работу на этнической родине, но и избежать мобилизации в Югославскую народную армию для войны в Косово [1, с. 30, 31].
Отмена Милошевичем федеративного статуса автономного округа в 1988-1989-х годах, закрепленная и в Конституции Сербии 1990 года, отрицательно сказалась на отношении всех жителей Воеводины независимо от национальности к Белграду, а начавшаяся централизация в течение всех 11 лет вызывает по меньшей мере ропот недовольства. Но все же межэтнические отношения в Воеводине пока не достигли той степени напряженности, как в Хорватии, Боснии и Герцеговине или Косово. Представители меньшинств, в том числе и венгерского, - лояльные граждане СРЮ, участвующие в политической и государственной жизни.
Тем не менее с самого начала 90-х годов наблюдается подъем автономистского движения венгров Воеводины, которые выступают не только за восстановление прав края в соответствии с Конституцией СФРЮ 1974 года, но и за предоставление особых автономных прав венгерскому меньшинству. Последним шагом в этом направлении стало принятое 20 августа 1999 года "Соглашение о политических и правовых рамках автономной Воеводины и автономии национальных общностей в Воеводине", которое вызвало весьма резкую реакцию в сербской печати. По своей идеологии оно восходит к обнародованным еще в 1992 году документам - Декларации Воеводины и Меморандуму о Воеводине. Авторы первого документа называют этот край "современным европейским регионом", имеющим статус автономной провинции, которая является "частью Республики Сербии и Югославской ассоциации", а второго - "конфедеративным союзом, равным другим объединениям в пределах конфедеративной Сербии" [1,с.297;3].
Эти документы были подписаны в городе Суботица от имени трех национальных партий воеводинских венгров - Союза венгров Воеводины, Демократического сообщества венгров Воеводины и Гражданского движения венгров Воеводины. Все они входят в Национальный совет венгров Воеводины. Три другие партии, в большей степени ориентированные на входящие ныне в правительство Венгрии партии (Демократическая партия венгров Воеводины, Христианско-демократическое движение и Христианско-демократическое объединение), критиковали этот документ за недостаточную последовательность и расценивали его с позиций манипуляции общественным мнением со стороны как Национального совета, так и правящих партий в Белграде.
Документ предлагался для подписания правительствам СРЮ, Сербии и Воеводины. Его авторы подчеркивали, что, поскольку реально существуют и признаются исторические особенности Воеводины как "мультиэтничной и поликонфессиональной области", необходимо урегулировать проблему ее статуса. Программа утверждала, что конституционный статус Воеводины должен базироваться на полном уважении равноправия граждан - сербов и черногорцев (как отдельных людей, так и этнических общностей). Согласно проекту, национальным общностям в Воеводине посредством самоорганизации должно быть обеспечено право принимать решения о сохранении языка и культуры, а также по другим вопросам сохранения своей идентичности. Это право обеспечивается на трех уровнях — путем персональной, региональной и территориальной автономии [4].
Смотрите также
Сырьевые ресурсы
Значение природных
ресурсов для жизни общества никак не может уменьшиться по той простой причине,
что они остаются единственным источником материального производства. При этом
чем меньше производс ...
Республика Саксония
Население 4,7 млн.
Площадь 18.338 кв.км
Столица Дрезден
"Маленький Париж" и "Флоренция на
Эльбе"
Среди новых земель у Саксонии самая высокая плотность
населени ...
Размещение производительных сил в Прикарпатье
В состав Подкарпадского района входят:
Львовская, Черновицкая, Ивано-Франковская, Закарпатская области. Они занимают
территорию в 56,6 тыс. км2 - 10% территории Украины , в них
проживае ...