Санджак: между Сербией, Черногорией и Боснией и ГерцеговинойРефераты, курсовые и дипломные по географии / Сербия унитаризм или автономизация / Санджак: между Сербией, Черногорией и Боснией и ГерцеговинойСтраница 3
Выставленный на обсуждение проект не предоставляет Санджаку больших полномочий по сравнению с республиками, как это утверждает черногорская сторона. А демилитаризация и отмена чрезвычайного положения означает, что Санджак не имеет армии и не участвует в деятельности Высшего совета обороны СРЮ. Хаджич подчеркивает, что Санджак не будет иметь прерогатив, какими обладает государство (валюта, армия, таможня, верховная судебная инстанция, членство в ООН, не станет субъектом международного права, не будет иметь собственной внешней политики, посольств за рубежом и т.д.), и не нарушит территориальную целостность и суверенитет СРЮ.
Но сербы и черногорцы задаются вопросом: почему Сербия и Черногория должны отречься от собственных прав и суверенитета ради автономии мусульман Санджака? В ответ партии, входящие в вече Санджака (в этом их позиция перекликается с аргументацией венгров из Национального совета венгров Воеводины), спрашивают: "Почему босняки-мусульмане должны занимать подчиненное положение по сравнению с сербами и черногорцами?".
Но так же, как и национальные движения других народов региона, национальное движение мусульман Санджака исходит из единого для всех националистов принципа "одна партия-одна территория-одно государство". Оно понимает "равноправие" исключительно как коллективное право этнической общности на создание своего унитарного государства и отвергает общегражданское равноправие, не зависящее от этнической принадлежности. При этом Хаджич утверждает, что "автономия Санджака не является национальной, а представляет собой автономию современного европейского региона (выше приводилось аналогичное обоснование позиций венгерских партий Воеводины! - С.Р.) и является автономией для ее граждан" [7]. В этом он видит отличие от Сербии и Черногории как национальных государств, в которых меньшинства находятся в неравноправном положении, т.е. не относятся к так называемым "государствообразующим нациям".
При этом Хаджич ссылается исключительно на результаты проведенного среди мусульман Санджака референдума и, следовательно, на их коллективное право. По его мнению, референдум о возможном отделении Черногории от Сербии не может аннулировать право босняцко-мусульманского народа решать свою судьбу. Так называемый "гражданский" референдум на уровне республики в данном случае означал бы отрицание права меньшинств. До назначения срока референдума, по его мнению, необходимо провести досрочные свободные и демократические выборы.
Хаджич полагает, что предоставление Санджаку автономии приведет к сохранению СРЮ, которая нуждается в демократизации, и позволит дать ей возможность "подключиться к евроатлантической интеграции". Из целостности СРЮ исходит и международное сообщество, на этом основаны и Дейтонский, и Косовский процессы, а также Пакт о стабильности для Юго-Восточной Европы, выкладывает свои козыри Хаджич. Да и по мнению Госдепартамента США, утверждает он, отделение Черногории приведет к дестабилизации региона и гражданской войне в СРЮ [7].
Таким образом, у авторов Меморандума получается, что предоставление Санджаку автономии ведет к сохранению СРЮ, препятствует отделению Черногории и тем самым возникновению войны. Инициаторы автономии считают, что они выступают против дезинтеграции и создания национальных гетто. По мнению Хаджича, никем не оспаривается право Черногории бороться за равноправный статус с Сербией, но она не должна делать это во вред кому-либо. И если ответ на наш Меморандум будет отрицательным, намекает Хаджич на предшествующий постюгославский опыт, "международное сообщество должно способствовать установлению диалога заинтересованных сторон, поскольку status quo неприемлем ни для нас в рамках СРЮ, ни для международного сообщества" [7].
Любопытно, что правительство СРЮ, обычно очень резко и болезненно реагирующее на любые проявления "национализма" и "сепаратизма", передало Меморандум на рассмотрение комиссии по конституционным проблемам Скупщины СРЮ. Данное предложение не было отвергнуто с порога, как случилось с предложениями Черногории и венгров Воеводины. При этом, пишет "Монитор", государственные средства массовой информации Сербии замалчивают сам факт существования Меморандума.
Смотрите также
Туркмения
Солнце, всходившее над городом, вырвало из предрассветной тени портик
дворца Сапармурата Туркменбаши Великого, ослепительно блеснуло в огромных
зеркальных окнах белоснежного мраморного здани ...
Основные перспективы развития Дальневосточного экономического
района
Перспективы
развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных
ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского
территориально-производственного комплекса.
В персп ...
Характеристика цен на мировом лесном рынке
Для мирового лесного рынка характерна множественность цен —
на нем оцениваются и реализуются различные, часто не взаимозаменяемые сорта,
виды, типы одного и того же товара. Эта множестве ...