Санджак: между Сербией, Черногорией и Боснией и ГерцеговинойРефераты, курсовые и дипломные по географии / Сербия унитаризм или автономизация / Санджак: между Сербией, Черногорией и Боснией и ГерцеговинойСтраница 3
Выставленный на обсуждение проект не предоставляет Санджаку больших полномочий по сравнению с республиками, как это утверждает черногорская сторона. А демилитаризация и отмена чрезвычайного положения означает, что Санджак не имеет армии и не участвует в деятельности Высшего совета обороны СРЮ. Хаджич подчеркивает, что Санджак не будет иметь прерогатив, какими обладает государство (валюта, армия, таможня, верховная судебная инстанция, членство в ООН, не станет субъектом международного права, не будет иметь собственной внешней политики, посольств за рубежом и т.д.), и не нарушит территориальную целостность и суверенитет СРЮ.
Но сербы и черногорцы задаются вопросом: почему Сербия и Черногория должны отречься от собственных прав и суверенитета ради автономии мусульман Санджака? В ответ партии, входящие в вече Санджака (в этом их позиция перекликается с аргументацией венгров из Национального совета венгров Воеводины), спрашивают: "Почему босняки-мусульмане должны занимать подчиненное положение по сравнению с сербами и черногорцами?".
Но так же, как и национальные движения других народов региона, национальное движение мусульман Санджака исходит из единого для всех националистов принципа "одна партия-одна территория-одно государство". Оно понимает "равноправие" исключительно как коллективное право этнической общности на создание своего унитарного государства и отвергает общегражданское равноправие, не зависящее от этнической принадлежности. При этом Хаджич утверждает, что "автономия Санджака не является национальной, а представляет собой автономию современного европейского региона (выше приводилось аналогичное обоснование позиций венгерских партий Воеводины! - С.Р.) и является автономией для ее граждан" [7]. В этом он видит отличие от Сербии и Черногории как национальных государств, в которых меньшинства находятся в неравноправном положении, т.е. не относятся к так называемым "государствообразующим нациям".
При этом Хаджич ссылается исключительно на результаты проведенного среди мусульман Санджака референдума и, следовательно, на их коллективное право. По его мнению, референдум о возможном отделении Черногории от Сербии не может аннулировать право босняцко-мусульманского народа решать свою судьбу. Так называемый "гражданский" референдум на уровне республики в данном случае означал бы отрицание права меньшинств. До назначения срока референдума, по его мнению, необходимо провести досрочные свободные и демократические выборы.
Хаджич полагает, что предоставление Санджаку автономии приведет к сохранению СРЮ, которая нуждается в демократизации, и позволит дать ей возможность "подключиться к евроатлантической интеграции". Из целостности СРЮ исходит и международное сообщество, на этом основаны и Дейтонский, и Косовский процессы, а также Пакт о стабильности для Юго-Восточной Европы, выкладывает свои козыри Хаджич. Да и по мнению Госдепартамента США, утверждает он, отделение Черногории приведет к дестабилизации региона и гражданской войне в СРЮ [7].
Таким образом, у авторов Меморандума получается, что предоставление Санджаку автономии ведет к сохранению СРЮ, препятствует отделению Черногории и тем самым возникновению войны. Инициаторы автономии считают, что они выступают против дезинтеграции и создания национальных гетто. По мнению Хаджича, никем не оспаривается право Черногории бороться за равноправный статус с Сербией, но она не должна делать это во вред кому-либо. И если ответ на наш Меморандум будет отрицательным, намекает Хаджич на предшествующий постюгославский опыт, "международное сообщество должно способствовать установлению диалога заинтересованных сторон, поскольку status quo неприемлем ни для нас в рамках СРЮ, ни для международного сообщества" [7].
Любопытно, что правительство СРЮ, обычно очень резко и болезненно реагирующее на любые проявления "национализма" и "сепаратизма", передало Меморандум на рассмотрение комиссии по конституционным проблемам Скупщины СРЮ. Данное предложение не было отвергнуто с порога, как случилось с предложениями Черногории и венгров Воеводины. При этом, пишет "Монитор", государственные средства массовой информации Сербии замалчивают сам факт существования Меморандума.
Смотрите также
Экономико-географическая характеристика страны (Финляндия)
...
Полярный Эльбрус
Перечитывая приключения Одиссея, я понял недавно, что тема
Гипербореи в Греции не ограничивается краткими пассажами Пиндара, Эсхила,
Геродота и Диодора Сицилийского, которые цитировались уже ...
Индия её географическое положение и население
Одна из величайших стран мира, вторая (после
Китая) по численности населения, Индия занимает огромный полуостров Индостан и
прилегающие к нему материковые равнины и плато. Они отделены от ос ...