Колониальный гнет
Русская колонизация территории бывшего казанского ханства развернулась очень широко. Русские служилые люди, явившиеся в казанский край из центральных уездов, быстро стали помещиками, так как им были отведены земли татарских феодалов, из котрых многие были убиты в боях, а другие бежали в Башкирию и Сибирь. Земли всех татарских вотчинников и помещиков объявлялись государственными и передавались русским служилым людям, особенно вблизи Казани, вокруг других городов, по рекам Каме и Волге. На эти земли сажались русские крепостные.
Иногда в поместье русским служилым людям передавали и деревни с татарским населением. Так, С.М.Койсаров получил в поместье деревню Ковали, где было 5 дворов ясачных татар и 3 двора служилых татар. В таких случаях татарам предстояло переселение в другую деревню.
Кроме помещичьей и монастырской колонизации в селах и деревнях селились буглые русские крестьяне, приходившие из центральных и верховных уездов и часть черносошных крестьян из северных уездов. Они селились на дворцовых и государевых землях, сохраняя свои права ясачников.
В течении первых 15 лет русская колонизация охватила 206 селений и 60 пустошей, ранее находившихся у татар.
Царское правительство установило размер ясака не выше, чем собирали татарские ханы (полуполтину со двора), но местная администрация ввела целый ряд других сборов, и часто в свою пользу, что в несколько раз превышало ясак. Делопроизводство и суд производились только на русском языке, а незнание его сопровождалось большими платежами и взятками в пользу администрации. Судебная волокита и судопроизводство сопровождались великим вымогательством со стороны судебных лиц. Военные из русских служилых безплатно пользовались подводами, позволяли себе всякие насилия, присвоение и вымогательство, особенно при наборе ратных людей и лошадей. Каждый сборщик налогов разъезжал с воинской командой, обирая население в свою пользу. Купцы и посадские, проникая в деревню, скупали за бесценок дорогую пушнину, хлеб, сено и всякие изделия.
Часть татарских феодалов остались в своих деревнях, относилась к русским властям совершенно лояльно, и даже поступало на службу российского государя, становилась в ряды служилых людей и сохраняла свои владения. Служилые татары обладали некоторыми правами русских служилых людей, им разрешено было поселиться за пределами посада Казани в Татраской слободе за Булаком (до 150 дворов). Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. указывает 73 деревни, где жили служилые татары.
Переселение городского татарского населения имело большое значение для татарской деревни. Продолжая заниматься своим ремеслом, татары и там создали различные производства: кожевное, шубное, валяльное, деревообделачное, слесарное и ювелирное. Иные занимались торговыми операциями с местным нерусским населением, овладевали местными рынками и выходили на отдаленные. В татарских, башкирских, удмуртских и марийских селах и деревнях торговые татары заняли господствующее положение, но на казанском и всех отдаленных рынках они должны были уступать господство русским купцам и их приказчикам. На восточных рынках татарские купцы выступали в роли приказчиков русских купцов, но вели торговлю и от себя. Таким образом в области производства и в торговых операциях колониальная зависимость сильно ощущалась татарами и другими народами.
Колониальный режим проявился в стремлении царского правительства обратить в православие все нерусское население присоединенного к Руси края. В первое время русское православное духовенство ограничивалось лобровольным обращением в православие, предоставляя целый ряд льгот крестившимся. Но редко кто соглашался добровольно оставить веру отцов и своего народа. Тогда православное духовенство стало изыскивать меры принуждения, пользуясь полной поддержкой администрации и правительства. Под страхом потери земель, служебного и общественного положения почти за полстолетие небольшая группа татар приняла христианство, но лишь формально, для вида. В 1593 году митрополит Гермоген писал, что крещенные в православии не утвердились, что они не отстают от мусульманских обычаев, а другие народы – от языческих обычаев. Поэтому религиозное насилие православного духовенства значительно усилилось: в татарских деревнях стали разрушать мечети, а в деревнях чувашей, мари и удмуртов – священные рощи, где происходили моления языческим богам. Это мероприятие не могло не вызвать народного гнева.
Смотрите также
Кувейт
Государство
Кувейт, на северо-востоке Аравийского п-ова на побережье Персидского залива
(между 28°45' и 30°05' с.ш., 46°30' и 48°30' в.д.). Ему принадлежат также около
десятка небольших ост ...
Съемки местности. Нивелирование барометрическое, механическое и гидростатическое
...
Сырьевые ресурсы
Значение природных
ресурсов для жизни общества никак не может уменьшиться по той простой причине,
что они остаются единственным источником материального производства. При этом
чем меньше производс ...