Колониальный гнет
Русская колонизация территории бывшего казанского ханства развернулась очень широко. Русские служилые люди, явившиеся в казанский край из центральных уездов, быстро стали помещиками, так как им были отведены земли татарских феодалов, из котрых многие были убиты в боях, а другие бежали в Башкирию и Сибирь. Земли всех татарских вотчинников и помещиков объявлялись государственными и передавались русским служилым людям, особенно вблизи Казани, вокруг других городов, по рекам Каме и Волге. На эти земли сажались русские крепостные.
Иногда в поместье русским служилым людям передавали и деревни с татарским населением. Так, С.М.Койсаров получил в поместье деревню Ковали, где было 5 дворов ясачных татар и 3 двора служилых татар. В таких случаях татарам предстояло переселение в другую деревню.
Кроме помещичьей и монастырской колонизации в селах и деревнях селились буглые русские крестьяне, приходившие из центральных и верховных уездов и часть черносошных крестьян из северных уездов. Они селились на дворцовых и государевых землях, сохраняя свои права ясачников.
В течении первых 15 лет русская колонизация охватила 206 селений и 60 пустошей, ранее находившихся у татар.
Царское правительство установило размер ясака не выше, чем собирали татарские ханы (полуполтину со двора), но местная администрация ввела целый ряд других сборов, и часто в свою пользу, что в несколько раз превышало ясак. Делопроизводство и суд производились только на русском языке, а незнание его сопровождалось большими платежами и взятками в пользу администрации. Судебная волокита и судопроизводство сопровождались великим вымогательством со стороны судебных лиц. Военные из русских служилых безплатно пользовались подводами, позволяли себе всякие насилия, присвоение и вымогательство, особенно при наборе ратных людей и лошадей. Каждый сборщик налогов разъезжал с воинской командой, обирая население в свою пользу. Купцы и посадские, проникая в деревню, скупали за бесценок дорогую пушнину, хлеб, сено и всякие изделия.
Часть татарских феодалов остались в своих деревнях, относилась к русским властям совершенно лояльно, и даже поступало на службу российского государя, становилась в ряды служилых людей и сохраняла свои владения. Служилые татары обладали некоторыми правами русских служилых людей, им разрешено было поселиться за пределами посада Казани в Татраской слободе за Булаком (до 150 дворов). Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. указывает 73 деревни, где жили служилые татары.
Переселение городского татарского населения имело большое значение для татарской деревни. Продолжая заниматься своим ремеслом, татары и там создали различные производства: кожевное, шубное, валяльное, деревообделачное, слесарное и ювелирное. Иные занимались торговыми операциями с местным нерусским населением, овладевали местными рынками и выходили на отдаленные. В татарских, башкирских, удмуртских и марийских селах и деревнях торговые татары заняли господствующее положение, но на казанском и всех отдаленных рынках они должны были уступать господство русским купцам и их приказчикам. На восточных рынках татарские купцы выступали в роли приказчиков русских купцов, но вели торговлю и от себя. Таким образом в области производства и в торговых операциях колониальная зависимость сильно ощущалась татарами и другими народами.
Колониальный режим проявился в стремлении царского правительства обратить в православие все нерусское население присоединенного к Руси края. В первое время русское православное духовенство ограничивалось лобровольным обращением в православие, предоставляя целый ряд льгот крестившимся. Но редко кто соглашался добровольно оставить веру отцов и своего народа. Тогда православное духовенство стало изыскивать меры принуждения, пользуясь полной поддержкой администрации и правительства. Под страхом потери земель, служебного и общественного положения почти за полстолетие небольшая группа татар приняла христианство, но лишь формально, для вида. В 1593 году митрополит Гермоген писал, что крещенные в православии не утвердились, что они не отстают от мусульманских обычаев, а другие народы – от языческих обычаев. Поэтому религиозное насилие православного духовенства значительно усилилось: в татарских деревнях стали разрушать мечети, а в деревнях чувашей, мари и удмуртов – священные рощи, где происходили моления языческим богам. Это мероприятие не могло не вызвать народного гнева.
Смотрите также
Англия и Уэльс
Англия и Уэльс,
две исторических территории, занимающие южную часть о. Великобритания. Вместе с
Шотландией и Северной Ирландией они входят в состав Соединенного Королевства
Великобритании и ...
Особенности развития и размещения транспортного
комплекса России
Большая протяженность территории России с запада на восток,
неравномерность размещения основных источников сырья и топлива, территориальный
разрыв между районами добычи сырья и районами ег ...
Разработка программы туристского путешествия в Великом Новгороде
Новгород справедливо называют городом-музеем Древней Руси. Здесь,
как ни в одном другом из русских городов, сохранилось много замечательных
памятников зодчества и монументальной жив ...