Современное состояние морского транспорта РоссииТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Современное состояние морского транспорта РоссииСтраница 1
Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России (2/3 границ - морские). Современный морской транспорт – важная составная часть транспортной системы России. По величине грузооборота (в 2002 г. около 2,5 %) он занимает третье место, уступая железнодорожному и трубопроводному транспорту [6, с. 233]. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико значение морского транспорта во внешней торговле России. Во внутренних морских транспортировках преобладает малый каботаж.
По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшая затрата энергии на перевозку 1 т груза, низкая себестоимость. Вместе с тем у морского транспорта есть и существенные недостатки: зависимость от природных условий, необходимость создания сложного портового хозяйства, ограниченное использование в прямых морских сообщениях.
Научно-технический прогресс на морском транспорте существенно влияет на его географию: меняет направления, состав и величину грузопотоков, стимулирует сооружение новых морских портов и причалов, освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.
Морской флот, как основной вид транспорта по экспортно-импортным перевозкам и межконтинентальным коммуникациям, при распаде Советского Союза пострадал больше других видов транспорта. Все крупные европейские порты вместе с судовым составом на Украине, в Грузии, Прибалтийских республиках были потеряны для России. После распада СССР Россия осталась без танкеров ледового класса и рефрижераторных судов, морских паромов и лихтеровозов, пассажирских судов, большинства специализированных перегрузочных комплексов, обеспечивающих перевалку зерна, руды, угля, химгрузов, наливных грузов, контейнеров, паромных комплексов на Балтике и Черном море. Остался только один припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке импортного сахара-сырца. Около 60 % российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортного флота.
Состояние, в котором оказался морской транспорт России после раздела между бывшими союзными республиками, сказалось на объеме грузовых перевозок и грузообороте. В период 1991-2000 гг. грузовые перевозки сократились почти в 4,6 раза [1, с. 297].
В настоящее время российский флот занимает 12-е место в мире по тоннажу. В 2003 г. морской транспортный флот, зарегистрированный в России, составлял 841 судно со средним возрастом более 19 лет. Такие суда не могут заходить во многие иностранные порты. Кроме того, российские судовладельцы контролируют зарегистрированные в иностранных судовых реестрах 186 судов, средний возраст которых не превышает 10 лет. В 1993-2002 гг. построено 149 морских судов. Основная часть новых судов регистрируется в иностранных реестрах с более благоприятными, чем в России условиями налогообложения. Таким образом, общая численность российского флота непрерывно сокращается. Многих видов судов (наливных, грузопассажирских, контейнерных) недостает. За перевозки иностранным флотом Россия платит 6 млрд. долларов в год [5, с. 546].
В России транспортный флот практически полностью приватизирован. В государственной собственности находятся ледоколы, аварийно-спасательные, учебные, гидрографические суда; 6 действующих атомных ледокола обеспечивают устойчивые перевозки по трассе Северного морского пути, а именно, доставку грузов в районы Крайнего Севера, экспорт леса и руд цветных металлов, а также освоение перспективных нефтяных и газовых месторождений арктической зоны.
Рост морских перевозок зависит не только от численности флота, но и от количества портов, их пропускной способности. Из 92 портов СССР в России осталось только 39. Сейчас действуют 43 морских порта. Мелководны и не могут принимать большие суда 60 % портов [5, с. 546]. Потребность России в портовых мощностях составляет около 240 млн. тонн в год [1, с. 297], однако отечественные порты переработать все предъявляемые к перевозке морем грузы не могут. Около 33 % российских внешнеторговых грузов перерабатывается в портах сопредельных государств – Украины, Финляндии и стран Балтии. Аренда зарубежных портов очень дорога. Поэтому необходимо строительство новых портов и реконструкция уже действующих.
Смотрите также
Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Дальнего Востока
На
Дальнем Востоке создан значительный народнохозяйственный комплекс. Однако
потребности экономики диктуют необходимость дальнейшего увеличения масштабов
хозяйственного потенциала Дальнего Востока ...
Таиланд как объект туризма
Тайланд называют страной улыбок. Хотя философия
буддизма учит, что жизнь - это страдание, а выход только в углубленном
размышлении и познании, здесь не забывают радоваться жизни. Тайцы повто ...
Страна Ирландия
Ирландия: один остров -две страны. У большинства
иноземцев, знающих об Ирландии лишь по сводкам теленовостей, эта земля прежде
всего ассоциируется с неспокойной Северной Ирландией, броневика ...