Внутренний водный транспорт в экономике России.Транспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Внутренний водный транспорт в экономике России.Страница 1
Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).
Россия располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей, общая протяженность которых 101,8 тыс. км [5, с. 547]. Преимущества речного транспорта заключаются в естественных путях, на обустройство которых требуется меньше капитальных затрат, чем на сухопутные виды транспорта. Стоимость перевозок грузов по рекам ниже, а производительность труда выше.
Главные недостатки речного транспорта – ограниченность использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения. Негативное влияние также оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири – от 200 до 240 дней. Кроме того, крупные реки в нашей стране текут с юга на север и с севера на юг, а главные потоки массовых грузов имеют широтное направление.
Среди грузов, перевозимых внутренним водным транспортом, лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). До ¾ перевозимых строительных материалов добываются средствами речного транспорта в руслах рек. Следующими по важности грузами являются лесные. На их долю приходится более 1/10 от общего объема перевозок. Почти ¾ всех лесных грузов перевозится в плотах, а ¼ - в трюмах судов. Поэтому себестоимость перевозки круглого леса на речном транспорте в несколько раз меньше, чем на железнодорожном. Относительно велики также перевозки нефти, нефтепродуктов, каменного угля и зерна.
В европейской части России создана не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система с гарантированной глубиной 4 м и протяженностью 6,5 тыс. км. Ее создание связано со строительством каскада гидроузлов на Волге и Каме, межбассейновых соединений Беломоро-Балтийского (227 км), Московско-Волжского (128 км), Волго-Донского (101 км), Волго-Балтийского (100 км). Внутренние водные пути России закрыты для прохода иностранных судов, однако предусматривается поэтапное их открытие и интеграция в европейскую вводно-транспортную систему [5, с. 547].
Судоходные пути России относятся к разным бассейнам.
При росте внутренних водных перевозок на востоке страны по-прежнему ведущие позиции удерживает Волго-Камский бассейн, на реки которого приходится более половины перевозок грузов и пассажиров речного транспорта. Первое место по объему перевозок в этом бассейне заняли строительные материалы. Другие грузы, перевозимые по рекам Волго-Камского бассейна: лес (с Урала, из Сибири, Карелии, Архангельской и Вологодской областей), уголь (из Кузнецкого угольного бассейна), соль (с Баскунчанских соляных промыслов), бахчевые (из Астраханской и Волгоградской областей), рыба (из Каспийского моря), химические продукты (с Урала и Поволжья), также нефть и нефтепродукты, хлебные грузы. В Волго-Камском бассейне сконцентрированы и основные пассажирские потоки. Здесь действует много транзитных, местных, пригородных и внутригородских линий. Речные пассажирские суда широко используются для организации отдыха и туризма. Наиболее крупные порты бассейна: три московских (Южный, Западный, Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.
На втором месте по объему перевозок стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь и Иртыш. Свыше половины перевозок в бассейне приходится на лес, поступающий в плотах в порт Асино. Отсюда лес на судах перевозят в Томск, Новосибирск, Омск. Более ¼ водных перевозок по Оби и Иртышу занимают строительные материалы, поступающие с юга района на север, в центры нефтегазовой промышленности. Меньшую, хотя и заметную роль играет водный транспорт в доставке хлебных грузов, нефтепродуктов, угля, соли. Самые крупные порты бассейна: Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.
Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом бассейна выступает Архангельск.
Смотрите также
Структуры управления
Сегодня организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивает ...
Учение о географических системах
Учение о географических системах (геосистемах)
является одним из главных фундаментальных достижений географической науки. Оно
по-прежнему активно продолжает разрабатываться и обсуждаться. По ...