ТриполиСтраница 1
Триполи - второй по величине город Ливанской республики и основной порт северного Ливана. Наиболее яркие страницы истории города связаны с пребыванием здесь крестоносцев, совершавших свое кровавое паломничество по святым местам. В начале XII века крестоносцы вели в Ливане активное строительство замков и крепостей. И самая знаменитая фортификация того времени находится в Триполи. Это цитадель Святого Жиля.
В 85 км севернее Бейрута расположен Триполи, второй по величине город Ливана. В IX веке до н. э. финикийцы основали здесь первое поселение - что-то вроде торгового порта. При персах городок вырос до таких размеров, что мог свободно конкурировать с Тиром и Сидоном. Александр Великий, воевавший с персами, использовал Триполи как военно-морскую базу. Город процветал при Селевкидах, римлянах, византийцах. Когда на Ближнем Востоке утвердилась власть арабских халифов из династии Омейядов и Фатимидов, Триполи стал коммерческим, кораблестроительным и просветительским центром Средиземноморья.
В XI веке сюда явились племена сельджуков. Ливанские христиане испытывали от них ужасные притеснения, и тогда Запад впервые отправился в Крестовый поход на Восток. 14 февраля 1099 г. Раймонд де Сен-Жилль, граф Тулузский, достиг небольшой крепости Ирка на окраине Триполи. Однако ни укрепление, ни город взяты не были. Перед крестоносцами маячили святые места, и возиться с какой-то там крепостью им было некогда. Только через десять лет у рыцарей дошли руки до Триполи. Захват сопровождался, как это водится, ужасными разрушениями и пожарами. Сгорели тысячи томов огромной библиотеки Дар-иль-Ильм. Власть христиан установилась в Триполи на 180 лет. Во время второго похода крестоносцы воевали в основном друг с другом. В одной из таких битв погиб христианский хозяин Триполи Раймонд де Сен-Жилль. При поддержке генуэзских денег и флота власть в городе удалось захватить его сыну Бертрану. Он присоединил к своим владениям приморские и горные местности к северу от Библа. Так было основано графство Триполи. Его население быстро росло за счет паломников, которые шли поклониться Гробу Господнему. Многие из них оставались жить на Ближнем Востоке.
Христианские короли в Иерусалиме менялись часто. Графы из Триполи поддерживали то один, то другой клан. Частенько в город наведывались войска, присланные из Святой Земли, чтобы уточнить с кем на сей раз глава графства. В 1137 г. во время одной из таких разборок в цитадели находился иерусалимский король. Пока он выяснял отношения с местным руководством, город окружили сельджуки. Королю удалось капитулировать на выгодных условиях: ему разрешили отступить. Наиболее важные строения крепости были перед сдачей уничтожены, внешние стены предусмотрительно срыты - это в скором времени помогло Раймонду II отбить город у мусульман. Однако победой он наслаждался недолго. Его зарезали у крепостных ворот. Поговаривали, что убийство совершили ассасины, члены мусульманской секты мистиков, которые злоупотребляли гашишем и специализировались на убийствах правоверных. Городом стала управлять вдова графа, женщина сколь суровая, столь и бессовестная. Однажды она обмазала медом патриарха и оставила его умирать под солнцем от укусов насекомых. Знатных арабов, принявших христианство, графиня, нисколько не мучаясь угрызениями совести, выдавала за приличное вознаграждение сельджукам. Впрочем, таковыми были большинство крестоносцев. На деньги врага они могли воевать против своих союзников. Сын зарезанного Раймонда, например, истреблял армян и маронитов сотнями. Разобщенность пилигримов делала их легкой добычей для магометан.
Очень скоро над головами ближневосточных христиан нависла серьезная угроза в лице курда Салах-ад-Дина, захватившего власть в Египте. Чтобы султан оставил город в покое, очередному Раймонду пришлось заплатить 60 000 червонцев. Проблем с выплатой не было - деньги в Триполи водились всегда. Город тогда являлся чуть ли не центром всемирной торговли. Как только военная шумиха стихала, сюда устремлялись аравийские сирийские и египетские караваны, которые платили в казну значительные пошлины. Торговля приносила легкие деньги, в результате полное падение нравов: священники содержали любовниц, крестоносцы переходили на сторону Саладина, принимали ислам и добивались значительных постов. Крестовые походы провалились не потому, что рыцарей было мало, а потому, что они были слишком жадны и слишком трусливы. Граф Раймонд, владетель Триполи, бросил 25-тысячную армию, укрывшись за толстыми стенами цитадели, где вскоре умер. Организовывать оборону города было некому. Мало кто думал, что есть еще достаточно сил для сопротивления, что скоро могла бы подойти помощь от Запада и Константинополя. Жители были готовы сдаться, на Бога уже никто не надеялся. Однако Триполи остался непокоренным, так как никто из единоверцев не поддержал слабеющие силы Саладина. С горечью он спрашивал себя: "Есть ли хоть один мусульманин, который приходит, когда его зовут?". Таких мусульман не было.
Смотрите также
Общие черты развития России и Запада в начале ХХ-го века
Данный период в истории развития России
правомерно характеризовать как наиболее активный и плодотворный. Это позволило
заметно сократить разрыв между Россией и Западом, войти в начале XX ве ...
Теоретические проблемы метагеографии
До сих пор мы рассматривали метатеоретические проблемы
метагеографии. Теперь проанализируем уровень разработки теоретических проблем.
Но прежде необходимо охарактеризовать уровень развития общего н ...
Союз Мьянма
«Мьянма? А где это? Не знаю такой страны… Ах, так это
Бирма?! Ну, в Африке вообще много стран! А разве она не в Африке?». Для многих
стало открытием, что Мьянма граничит с Таиландом, кот ...