Средняя Азия и КазахстанРефераты, курсовые и дипломные по географии / Киргизская республика / Средняя Азия и КазахстанСтраница 1
Теснейшее сотрудничество Киргизии со странами региона определяется особенностями ее экономического развития в рамках единого народно-хозяйственного комплекса Советского Союза. Природная разобщенность северных и южных районов Киргизии усугубляется разнонаправленной ориентацией их экономических связей. Северные районы представляют собой части единого экономического района, включающего приграничье Казахстана. Наиболее тесными эти связи являются в области транспорта и сельского хозяйства. В некоторой степени приграничные территории соседних республик сближает существующее до сих пор этнокультурное единство, связанное не только с близостью киргизской нации и казахской, но и с формированием в ныне приграничных районах первоначально семиреченского казачества, а в советские годы - русского переселенческого района. Примечательно, что две северные области Киргизии – Чуйская и Таласская - составляют единое экономическое целое с долинами соответствующих рек но территории Казахстана, но непосредственно между собой почти не взаимодействуют, осуществляя связи через Казахстан.
Южные районы Киргизии - Ошская и Джалал-Абадская области - теснейшим образом взаимосвязаны с соседними областями Узбекистана. Это единство определяется принадлежностью наиболее экономически развитых и населенных частей южных киргизских областей к общему экономическому, историческому и этнокультурному пространству Ферганской долины. При этом, как и на севере, обе области крайне слабо связаны с остальной частью Киргизии, а относительно тесное взаимодействие между собой вынуждены осуществлять в значительной степени через Узбекистан. Крайние западные районы Ошской области аналогичным образом взаимодействуют с Ленинабадской (Ходжентской) областью Таджикистана.
Специфика транспортной системы Киргизии заключается в том, что крупномасштабный товарообмен с использованием железнодорожного транспорта между южными и северными районами может осуществляться лишь через три соседние республики - Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. И раньше в Киргизии внутригосударственные межрегиональные перевозки были невелики. С осложнением условий транзита через независимые государства с собственными финансовыми системами перевозки по направлению юг-север практически прекратились и две части Киргизии оказались ориентированы на разных внешних партнеров: север тесно связан с Казахстаном и Россией, в то время как юг - с Узбекистаном.
На второе место среди внешнеполитических партнеров Киргизии уверенно выходит Казахстан, в 1994 г. лишь незначительно уступивший России. На него пришлось 45% киргизского экспорта и 18% импорта со странами СНГ3. Значение Казахстана в первую очередь определяется прохождением через него основных транспортных коммуникаций, связывающих Киргизию с внешним миром.
Тесные взаимные связи и трудноразделимость экономической инфраструктуры в приграничных районах обусловили создание Центральноазиатского экономического союза (ЦЭС), в который вошли Казахстан, Киргизия и Узбекистан. Эта организация была заявлена и как экономическое, и как политическое объединение, но из-за расхождения лидеров стран во взглядах на реформирование остается пока недееспособной. Товарообмен в рамках ЦЭС составляет всего около 8,3% товарооборота “центрально-азиатской тройки” в рамках СНГ, или 5,5% их общего объема внешней торговли. Для Узбекистана и Южного Казахстана имеет важное значение поставляемая из Киргизии электроэнергия; Киргизия полностью зависит от поставок природного газа из Узбекистана и зерна из Казахстана. Существенную долю товарообмена между тремя республиками составляет промышленная продукция. Но особая важность и ценность существования ЦЭС заключается в том, что это благоприятно сказывается на ситуации в приграничных районах, на которые, кстати, и приходится большая часть взаимной торговли трех стран. Поэтому участники этого соглашения решили не создавать таможенных барьеров ни для товаров, ни для населения, упростить системы взаиморасчетов, начать формирование наднациональных координирующих структур.
Смотрите также
Большие города: возрастание их роли как социально-культурных
очагов урбанизации
Динамика урбанизации в России связана со значительным
повышением в структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс.
жителей) и крупнейших (свыше 500 тыс.) городов, а в последние десяти ...
Анализ рынка туристских путешествий региона
...
Заключение
1. отличительными характерами путешествий до середины XIX
века были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не
самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собствен ...