Экономико-географическая характеристика железнодорожного
транспортаТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Экономико-географическая характеристика железнодорожного
транспортаСтраница 2
За период 1980-2000 гг. в 2 раза сократились перевозки пассажиров. В общем объеме пассажирских перевозок удельный вес пригородных перевозок составил 90 %. Железными дорогами в 2000г. перевезено 1047 млн. тонн грузов и 1,42 млрд. пассажиров [1, с. 287-288].
Пассажирские перевозки по отдельным районам неравномерны, поэтому и загрузка железнодорожного транспорта пассажирскими перевозками также неодинакова.
Основная масса пригородных пассажироперевозок приходится на зоны Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ростова- на- Дону и других городов. Наиболее высока их интенсивность в Центральном, Северо-Западном, Уральском районах. В восточных регионах пригородное железнодорожное сообщение развито слабо, за исключением Новосибирска и Владивостока.
В дальних перевозках пассажиров преобладающее значение имеют два направления: южное (от Москвы через Черноземный центр на Крым и Кавказ) и восточное (от Москвы через Поволжье, Урал, Сибирь на Дальний Восток). Значительны также пассажиропотоки по направлениям из Москвы к Санкт-Петербургу, в Поволжье и новые независимые государства – Украину, Казахстан, а также в Центральную Азию.
Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйственного освоения.
Общая протяженность железнодорожных путей составляет 86 тыс. км. Плотность железнодорожной сети в РФ мала – 8,1 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Здесь густота железных дорог 13,7 км на 1000 км2. Она изменяется от 57,1 км на 1000 км2 в Московской области до 31,2 км на 1000 км2 в Липецкой. [5, с. 545]
Конфигурация железнодорожной сети, расположенной в европейской части страны, радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов (по 12 направлениям).
Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (2,1 км на 1000 км2 [5, с. 545]), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Здесь железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва – Рязань – Рузаевка – Сызрань – Самара – Уфа – Челябинск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток длиной 9332 км. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская (Абакан – Новокузнецк – Барнаул – Павлодар - Целиноград – Магнитогорск) и Средне-Сибирская (Камень-на-Оби – Кустанай – Челябинск) железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке завершено строительство Байкало-Амурской магистрали, открывшей второй выход к бассейну Тихого океана. Протяженность трассы от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре 3145 км.
Сибирь и Дальний Восток по Транссибу (от ст. Арысь до Новосибирска), Трансказахстанской магистрали (Чу – Акмолинск – Петропавловск) и линии Ташкент – Оренбург имеют транспортно-экономические связи с Казахстаном и странами Центральной Азии.
Смотрите также
Особенности хозяйства
Венгрия —
индустриально-аграрная страна. Доля в национальном доходе (данные 1993 года)
промышленность-46,6%, сельское и лесное хозяйство-17,7%, строительство-11,2%,
транспорт и связи-9%, торговли, ...
Валюта
Официальной денежной единицей Индонезии является индонезийская
рупия (rupiah Indonesia). Одна рупия состоит из 100 сен. До 1950 года денежной
единицей был яванский гульден, равный голландскому ...
Животный мир
Животный мир
Якутии сформировался во время резкого изменения климатических условий в
палеогене, когда тектонические поднятия образовали орографические рубежи, с тех
времен остались типичные степн ...