Экономико-географическая характеристика железнодорожного
транспортаТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Экономико-географическая характеристика железнодорожного
транспортаСтраница 1
Железнодорожный транспорт начал свою историю с Царскосельской железной дороги. В наши дни железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Отрасль характеризуется универсальностью (способностью перевозить практически все виды грузов); высокой провозной и пропускной способностью (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т грузов в каждом направлении); сравнительно невысокой себестоимостью перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта); относительно свободным размещением (независимость от природных условий); регулярностью перевозок (возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года); сравнительно высокой скоростью движения; надежностью и др. Кроме того, железнодорожный транспорт позволяет экономить углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта и в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, и в пригородном сообщении. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются каменный уголь (23 %), строительные грузы (16,2 %), нефть и нефтепродукты (15 %), руда железная и марганцевая (8,6 %), черные металлы (6 %), лесные грузы (4,5 %), а также химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных металлов, лом черных металлов, кокс, продукция машиностроения и др.
Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Пассажирские перевозки по сообщениям делят на дальние и пригородные (табл. 3).
Таблица 3
Основные показатели развития пассажирских перевозок
железнодорожным транспортом [8, с. 256]
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. | |
Перевезено пассажиров, млн. человек |
2971 |
3036 |
3143 |
1833 |
1419 |
В том числе: в междугороднем сообщении, млн. человек |
216 |
236 |
261 |
157 |
138 |
в пригородном сообщении, млн. человек |
2755 |
2799 |
2882 |
1676 |
1280 |
Пассажирооборот, млрд. пассажирокилометров |
227 |
246 |
274 |
192 |
167 |
В том числе: в междугородном сообщении, млрд. пассажирокилометров |
- |
- |
182,6 |
113,5 |
116,2 |
в пригородном сообщении, млрд. пассажирокилометров |
- |
- |
91,9 |
78,8 |
50,8 |
Смотрите также
Оконная динамика таежных лесов
Совокупность
природных механизмов, обеспечивающих естественное самоподдержание таежных (и
любых других) лесов на протяжении длительного времени (многократно превышающего
предельную продолжи ...
Бали как
туристический объект
Бали является наиболее освоенной туристической зоной Индонезии -
превосходные курорты и древняя
культура, пришедшая на Бали с Явы в 15 веке вместе с династией Маджапахит,
несмотря на длительны ...
Церкви
и религиозные общины
«Свобода
вероисповедания, совести и Свобода религиозной и мировоззренческой
приверженности неприкосновенны. Беспрепятственное отправление религиозных
обрядов гарантируется». Каждый гражданин Федера ...